КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ БРИФ НА РАЗРАБОТКУ САЙТА
Составление и заполнение брифа для сайта — это первый и важнейший этап разработки. От корректности этого документа будет зависеть понимание между заказчиком и исполнителем. Бриф значительно сокращает количество доработок, появившихся из-за разного видения сайта.
Что такое бриф
Бриф с английского языка переводится как «инструкция». Это документ, в котором изложены все требования к сайту, представления заказчика об идеальном ресурсе, особенности целевой аудитории и многое другое.
Бриф на разработку сайта помогает:
- добиться взаимопонимания о целях и задачах проекта;
- создать чёткое представление сайта, оценить собственные ресурсы, сопоставить желания с возможностями;
- определить примерную стоимость и сроки разработки;
- вникнуть в специфику работы компании, понять ToV для целевой аудитории.
Главное отличие брифа для сайта от ТЗ в том, что его заполняет сам заказчик. В документе содержатся только основные моменты будущей задачи. В брифе не расписываются подробные технические требования, не приводится ожидаемая структура, не регулируется расположение основных блоков.
Его задача — получить оформленное представление о будущем ресурсе. Простыми словами, бриф — желание, а ТЗ — подробная инструкция по его исполнению.
Как составить бриф на разработку сайта
Бриф — защита от бесконечных доработок и недопониманий между исполнителем и заказчиком.
Как правило, он состоит из следующих пунктов:
- Цели создания сайта. На этом этапе нужно ответить на вопрос — для чего ведётся разработка? Нужно сделать интернет-магазин, блог, чтобы повысить доверие потребителей, лендинг для быстрых продаж, новостной ресурс, социальную сеть, сайт знакомств?
- Информация о компании. В брифе сайта прописывается название, сфера деятельности. Важно упомянуть ключевые преимущества перед конкурентами, которые будут использоваться при разработке.
- Информация о конкурентах. В этом разделе следует описать 2-3 конкурирующих компании. Желательно привести ссылки на их сайты, указать, какие блоки у них оформлены хорошо, чем они завлекают представителей целевой аудитории.
- Целевая аудитория. Тут содержится подробная информация о среднестатистическом посетителе: возраст, пол, местоположение, интересы и так далее.
- Функционал. В брифе для сайта описываются требования к функционалу, например, «размещение товаров», «система отзывов», «онлайн калькулятор», «поиск и фильтрация».
- Дизайн. В этом блоке подробно описываются требования к дизайну. Необходимо указать цветовую гамму, фирменные цвета компании. Можно сделать набросок желаемой структуры. Допустимо указать ссылки на конкурентов с маркетингово привлекательным дизайном.
- Стоимость и сроки. В этом разделе указывается желаемый бюджет и дедлайн. Эти параметры корректируются по мере обсуждения заказа с исполнителями.
Оптимальный размер брифа сайта — не более 2-3 страниц. Подробные описания и техническую информацию лучше оставить для ТЗ.
Как оформить документ
Как правило, составлением брифа занимается исполнитель, а его заполнением — заказчик.
Оформить документ можно при помощи нескольких сервисов:
- Гугл форма для опросов. Главное преимущество — интерактивность. Недостаток — заказчик не сможет просмотреть свои ответы и подкорректировать их при необходимости.
- Документ Word с таблицей или списком вопросов. Простой, но не самый удобный метод. Придётся постоянно высылать и скачивать файл, возможно дублирование версий.
- Гугл Документы. Оптимальный вариант, позволяющий совместно работать с одним файлом.
Правильно заполненный бриф — залог взаимопонимания между заказчиком и исполнителем.